Систему профессионального образования ждут перемены
25.03.2011 09:28
Диплом о высшем образовании для старших поколений был заветным, важным и нужным документом, своеобразным доказательством и пропуском на хорошую работу. Специалисты с высшим образованием были, что называется, в цене.
Сейчас в университет не поступает разве что ленивый. Обилие вузов, всевозможных филиалов столичных университетов сделало высшее образование более доступным. "Престижные специальности", такие, как экономисты и юристы, вызвали в свое время неимоверный ажиотаж. Его результатом стали тысячи выпускников, которые не смогли трудоустроиться по специальности.
Между тем, экономика начала испытывать нехватку в специалистах прикладных профессий. Промышленности были гораздо нужнее "не престижные" сварщики, строители, слесари. В Тамбовской области начинают реализовываться крупные промышленные проекты. И в скором времени нехватка кадров на новых предприятиях будет чувствоваться еще острее.
Буквально на днях Президент России Дмитрий Медведев еще раз сделал заявление о том, что в стране необходимо развивать систему профессионального образования. Президент также отметил, что вузов стало слишком много.
Что же будет дальше с высшими учебными заведениями, как им выжить в новых условиях, как будет меняться система профессионального образования в Тамбовской области – на эти острые вопросы попытались найти ответы участники круглого стола, который прошел 24 марта. На нем присутствовали представители тамбовских вузов, ссузов и органов областной и муниципальной власти.
За 2010-2011 годы количество выпускников 11-х классов сократилось практически вдвое. Если в прошлом году их было 6339 человек, то в этом году их число упало до 3800 человек. Так называемая демографическая яма продлится до 2020 года. В этой ситуации трудовые ресурсы сокращаются.
По мнению Натальи Астафьевой, есть и другая немаловажная проблема в системе профессионального образования. Речь идет о структурных и технологических изменениях в экономике. Область начинает множество проектов, меняются технологии, соответственно меняются требования к кадрам. Одним из векторов развития системы профессионального образования является интенсивная работа в общеобразовательных школах.
- Проблема профильной школы в общеобразовательных учреждениях обозначилась не сегодня, а гораздо раньше - пять лет назад, - объясняет Наталья Астафьева. - В то время была предпрофильная и профильная подготовка. Первая проходила с 7 по 9 классы, когда школьники «пробовали» разные профили: гуманитарный, технический, математический и другие. В 10 классе начиналась уже профильная подготовка. Все это делалось с одной целью - помочь ребенку определиться с будущей профессией. Сейчас эту задачу отчасти выполняют колледж-классы, проуниверситетские классы. Концепция новой школы подразумевает, что ребенок начнет профильную подготовку гораздо раньше. Фактически с первого класса. Уже тогда должен быть осознан интерес ребенка к той или иной профессии.
Вузы за перемены и против них
Как рассказали первый проректор ТГТУ, доктор технических наук, профессор Вячеслав Калинин и директор Тамбовского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Алексей Ильин, тамбовские вузы готовы к предстоящей модернизации системы профессионального образования. Для этого уже предпринят ряд мер.
Так, в большинстве вузов региона началась оптимизация специальностей. Какие-то направления сокращаются, другие объединяются в одно. Но, помимо этого, открываются в вузах и новые специальности. Например, в ТГТУ в скором времени будет создан центр по подготовке евроинженеров. Выпускники этой специальности получат дипломы, которые будут котироваться в странах Европы. Для получения этой специальности раньше было необходимо выезжать на стажировку за рубеж.
- Мы поддерживаем систему непрерывного образования, - говорит Вячеслав Калинин. - В нашем университете мы расширили подготовку по строительным и другим специальностям, сотрудничаем с предприятиями, чтобы ребята могли проходить практику. Ведь уже сейчас нужно готовить кадры, которые потребуются на новых предприятиях.
Однако такого мнения придерживаются не все. Среди участников круглого стола был и директор Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Вячеслав Тютюнник. По его мнению, сокращать число вузов нельзя.
- Я категорически не согласен с некоторыми вещами, которые касаются высшего образования, обсуждающиеся здесь. Я не согласен с Медведевым, с тем, что нужно сокращать вузы. Сокращая вузы, мы наступаем на одни и те же грабли. В свое время мы сократили детские сады, потом мы сокращали школы. А сейчас 1 650 000 детей в Российской Федерации ждут очереди в детские сады. Через несколько лет они будут ждать очереди в школы, а через 10 лет они захотят поступить в университет. И где они будут учиться?!
Вячеслав Тютюнник настаивает на том, чтобы у тамбовчан была возможность получить высшее образование в своем регионе. Ведь далеко не у всех есть деньги для учебы в университетах других городов.
Так или иначе, работа по оптимизации вузовских специальностей в области уже началась. Разрабатывается система и дополнительного образования, которая поможет детям определиться с будущей профессией. Уже сокращены неперспективные специальности, такие, как, например, бухгалтеры, водители. Возможно, все эти меры помогут обеспечить экономику региона хорошими кадрами. По крайней мере, есть уже первые результаты.
В настоящее время область относится к числу регионов, которые лидируют в сфере трудоустройства выпускников. В прошлом году доля нетрудоустроенных выпускников составил 0,3 %. Это говорит о том, что вся система образования начала работать более сбалансировано. Если 5 лет назад число выпускников, которые пошли работать не по полученной специальности, составляло более 50 %, то сейчас этот показатель значительно ниже, он сократился до 20%.
Участники круглого стола: Алексей Ильин, Вячеслав Калинин, Наталья Астафьева
Сейчас в университет не поступает разве что ленивый. Обилие вузов, всевозможных филиалов столичных университетов сделало высшее образование более доступным. "Престижные специальности", такие, как экономисты и юристы, вызвали в свое время неимоверный ажиотаж. Его результатом стали тысячи выпускников, которые не смогли трудоустроиться по специальности.
Между тем, экономика начала испытывать нехватку в специалистах прикладных профессий. Промышленности были гораздо нужнее "не престижные" сварщики, строители, слесари. В Тамбовской области начинают реализовываться крупные промышленные проекты. И в скором времени нехватка кадров на новых предприятиях будет чувствоваться еще острее.
Буквально на днях Президент России Дмитрий Медведев еще раз сделал заявление о том, что в стране необходимо развивать систему профессионального образования. Президент также отметил, что вузов стало слишком много.
Что же будет дальше с высшими учебными заведениями, как им выжить в новых условиях, как будет меняться система профессионального образования в Тамбовской области – на эти острые вопросы попытались найти ответы участники круглого стола, который прошел 24 марта. На нем присутствовали представители тамбовских вузов, ссузов и органов областной и муниципальной власти.
Из демографической ямы на работу
Первое слово взяла начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева. В своем выступлении она обозначила серьезную проблему - демографический спад, который наблюдается в регионе.
За 2010-2011 годы количество выпускников 11-х классов сократилось практически вдвое. Если в прошлом году их было 6339 человек, то в этом году их число упало до 3800 человек. Так называемая демографическая яма продлится до 2020 года. В этой ситуации трудовые ресурсы сокращаются.
По мнению Натальи Астафьевой, есть и другая немаловажная проблема в системе профессионального образования. Речь идет о структурных и технологических изменениях в экономике. Область начинает множество проектов, меняются технологии, соответственно меняются требования к кадрам. Одним из векторов развития системы профессионального образования является интенсивная работа в общеобразовательных школах.
- Проблема профильной школы в общеобразовательных учреждениях обозначилась не сегодня, а гораздо раньше - пять лет назад, - объясняет Наталья Астафьева. - В то время была предпрофильная и профильная подготовка. Первая проходила с 7 по 9 классы, когда школьники «пробовали» разные профили: гуманитарный, технический, математический и другие. В 10 классе начиналась уже профильная подготовка. Все это делалось с одной целью - помочь ребенку определиться с будущей профессией. Сейчас эту задачу отчасти выполняют колледж-классы, проуниверситетские классы. Концепция новой школы подразумевает, что ребенок начнет профильную подготовку гораздо раньше. Фактически с первого класса. Уже тогда должен быть осознан интерес ребенка к той или иной профессии.
Вузы за перемены и против них
Так, в большинстве вузов региона началась оптимизация специальностей. Какие-то направления сокращаются, другие объединяются в одно. Но, помимо этого, открываются в вузах и новые специальности. Например, в ТГТУ в скором времени будет создан центр по подготовке евроинженеров. Выпускники этой специальности получат дипломы, которые будут котироваться в странах Европы. Для получения этой специальности раньше было необходимо выезжать на стажировку за рубеж.
- Мы поддерживаем систему непрерывного образования, - говорит Вячеслав Калинин. - В нашем университете мы расширили подготовку по строительным и другим специальностям, сотрудничаем с предприятиями, чтобы ребята могли проходить практику. Ведь уже сейчас нужно готовить кадры, которые потребуются на новых предприятиях.
Однако такого мнения придерживаются не все. Среди участников круглого стола был и директор Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Вячеслав Тютюнник. По его мнению, сокращать число вузов нельзя.
- Я категорически не согласен с некоторыми вещами, которые касаются высшего образования, обсуждающиеся здесь. Я не согласен с Медведевым, с тем, что нужно сокращать вузы. Сокращая вузы, мы наступаем на одни и те же грабли. В свое время мы сократили детские сады, потом мы сокращали школы. А сейчас 1 650 000 детей в Российской Федерации ждут очереди в детские сады. Через несколько лет они будут ждать очереди в школы, а через 10 лет они захотят поступить в университет. И где они будут учиться?!
Вячеслав Тютюнник настаивает на том, чтобы у тамбовчан была возможность получить высшее образование в своем регионе. Ведь далеко не у всех есть деньги для учебы в университетах других городов.
Так или иначе, работа по оптимизации вузовских специальностей в области уже началась. Разрабатывается система и дополнительного образования, которая поможет детям определиться с будущей профессией. Уже сокращены неперспективные специальности, такие, как, например, бухгалтеры, водители. Возможно, все эти меры помогут обеспечить экономику региона хорошими кадрами. По крайней мере, есть уже первые результаты.
В настоящее время область относится к числу регионов, которые лидируют в сфере трудоустройства выпускников. В прошлом году доля нетрудоустроенных выпускников составил 0,3 %. Это говорит о том, что вся система образования начала работать более сбалансировано. Если 5 лет назад число выпускников, которые пошли работать не по полученной специальности, составляло более 50 %, то сейчас этот показатель значительно ниже, он сократился до 20%.
Участники круглого стола: Алексей Ильин, Вячеслав Калинин, Наталья Астафьева
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами