Незнание порождает чудовище: археолог рассказал о суевериях и "чёрных копателях"

15.01.2018 10:09
6488

О том, как "Чёрные копатели" вредят древним захоронениям, суеверны ли археологи и как профессионалы защищаются от  проклятий и болезней. 

В конце декабря 2017 года в Тамбовской области под государственную охрану поставили 9 объектов. В их числе курганы в нескольких районах области – Андреевская курганная группа, парные курганы у села Ивановка, одиночный курган у посёлка Малиновка и Хмелёвские парные курганы. Это значит, что  с 2018 года они будут под охраной государства.

В регионе от рук "чёрных копателей" часто страдают объекты археологического наследия, рассказал ИА "Онлайн Тамбов.ру" ведущий археолог области Николай Моисеев.  В области много курганов, насыпанных ещё в бронзовом веке, то есть, 4-5 тысяч лет назад. Создавали их племена индоевропейцев-скотоводов, которые летом мигрировали с юга в поисках новых пастбищ. В это время трава на юге выгорала от жары, а на севере степи оставались зелёными. В конце пути, у цнинских лесов, нередко возникали столкновения с осёдлыми племенами, которые не хотели пропускать чужаков на свои земли. 

Курганные захоронения мигрирующих племён различались по форме. Согласно архивным источникам, встречались овальные курганы, пирамидальные, с усечённой площадкой. Но, вопреки многочисленным легендам, никаких сокровищ там нет.

"Мы копаем курганы тех времён, когда золота ещё не было. Обычно спрашивают: "Находили золото?". Да откуда оно в бронзовом веке, если его ещё даже плавить не научились? И откуда оно в наших степях?" - сетует Николай Моисеев.

Для археологов ценны вещи, на которые "джентльмены удачи" и не посмотрят. Например, битая керамическая посуда.

"Для меня иногда фрагмент керамики более информативен, потому что по орнаменту, по примесям, по его форме, по обжигу можно определить и больше сказать, чем по какой-то монетке. Потому что монетка могла сюда попасть откуда-то. Это просто металлический кружочек", - рассказал археолог.

Фрагменты посуды в курганах не редкость. Древние племена возле умерших всегда оставляли горшок с пищей, чтобы человек мог подкрепиться, путешествуя по загробным мирам. Хоронили соплеменников в позе эмбриона в небольших ямках. Так человека готовили к последующей реинкарнации. Затем над ямой делали высокую насыпь, чтобы захоронение было видно издалека. Если умерший был воином, в могилу клали оружие, если ремесленником - необходимые для его дела инструменты. О погибших не забывали, через 1-2 года соплеменники возвращались к месту захоронения и проводили тризну - пировали, делали жертвоприношения. После этого подсыпали курган и делали его ещё выше. Скотоводы, как и другие народы, жили на берегах рек, а захоронения делали на высоких водоразделах.

Археологи исследуют курганы кропотливо и аккуратно. Чтобы получить право проводить раскопки в том или ином месте, специалистам нужен открытый лист. Только по этому документу они могут производить археологические раскопки или разведки. Раскопки одного кургана занимают от недели до десяти дней. После их окончания археологи должны сдать находки с подробными описаниями каждого предмета в фонды областного краеведческого музея, написать научный отчет о проделанных работах.

Николай Моисеев рассказал, что сначала верхний слой насыпи кургана, как правило, снимают бульдозером:

"Захоронения в большинстве случаев находятся внизу, в глине. Поэтому насыпь снимается бульдозером, тонкими пластами, сантиметров по 5-10, и под непрерывным наблюдением, а при первых признаках появления могильных пятен или других сооружений  используем лопаты, совочки, кисточки", - объяснил археолог.

"Чёрные копатели" задачи не навредить перед собой не ставят. Один такой случай на памяти Николая Моисеева произошёл в Мичуринском районе в 2012 году. "Джентльмены удачи" повредили курган экскаватором.

"Это же варварство, что они там найдут? Ну, кости там какие-то в ковше перемолотые, фрагменты горшка. Они не понимают, что только археологическими методами можно что-то изучить. Нам даже не всегда столь важны вещи, сколько их порядок, как они лежали", - сказал археолог.

Там, где обряды, часто и суеверия. Николай Моисеев им не подвержен. Амулетов не носит, заговорами не пользуется. Лопата, записная книжка и научная степень – вот вся защита от тёмных сил. Археолог с многолетним стажем выработал свой рецепт от древних проклятий и болезней:

"Нормальный человек, который не верит ни в чёрта, ни в бога, после раскопок снаружи помылся, изнутри "продезинфицировался" водочкой и ничего к нему не пристанет. Я так поступаю, иначе не дожил бы до 58 лет, а давно бы подхватил какую-нибудь язву или чуму", - смеётся археолог. 


Алексис Моисеева
корреспондент
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами