Гость на линии

Владимир Торговченков

15.09.2018
7356
Прокурор Тамбовской области Владимир Торговченков о полноправном вступлении в силу в 2019 году нового экологического законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Изменения нашли отражение в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", последняя редакция которого принята в июле этого года. Готова ли Тамбовская область к тому, чтобы жить по новым правилам?

Владимир Иванович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в сфере обращения с отходами?

Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что федеральная власть больше ни под каким видом не хочет пользоваться документами и стандартами, изданными в восьмидесятых, а то и в семидесятых годах прошлого века. Поэтому принята новая законодательная база, учитывающая современное положение дел, как в экологии, так и в санитарии, и городском хозяйстве. С другой стороны, неутешительные примеры из городов и районов подтверждают мнение, что власть, а в ряде случаев, как местная, так и региональная – не могут больше управлять по-прежнему. Однако и реализация нового законодательства на местах дается с трудом. Так что в каком-то смысле ситуацию в сфере обращения с отходами можно назвать революционной.

Возможно, вы сгущаете краски?

Судите сами: процессы принятия территориальных схем во многих регионах России растянулись во времени на несколько лет, как и выборы региональных операторов в сфере обращения с отходами. Между тем и территориальная схема, и введение института регоператоров – базовые понятия для реализации нового законодательства в сфере обращения с отходами


Для человека непосвященного подобные вещи кажутся весьма далекими. Каким образом новые институты влияют на жизнь в конкретном населенном пункте? И какова здесь роль прокуратуры?

Предлагаю рассмотреть ситуацию на конкретных примерах. В Тамбовской области принята Территориальная схема по обращению с отходами, в том числе коммунальными. Она, кстати, размещена, в свободном доступе, как того требует закон. И вот таким образом жители села Лысые горы с удивлением узнали, что на их территории должен быть построен полигон по захоронению коммунальных отходов, который должен принимать мусор уже со следующего года. В настоящее время в органах прокуратуры на рассмотрении находится несколько обращений, содержащих доводы о несогласии с размещением данного объекта. Разумеется, прокуратура стоит на страже интересов населения и не может допустить размещение объекта, который даже в малой степени способен нанести ущерб окружающей среде и жителям. В вопросе сохранения благоприятной экологической обстановки компромисса быть не может. Между тем, несмотря на протесты жителей, информация о Лысогорском полигоне и сегодня содержится в числе документов Территориальной схемы. Иначе говоря, принятая в конце прошлого года схема, спустя менее, чем год, не отвечает реалиям. Можно было бы назвать документ данью бюрократическим формальностям, но это не так. Территориальная схема по обращению с отходами – это фактически дорожная карта сбора, сортировки и дальнейшего размещения коммунальных отходов. И здесь поверхностный или формальный подход недопустим. Запаздывает и федеральный законодатель (Правительство РФ), которым до настоящего времени не утвержден порядок корректировки территориальных схем.

Вспоминаются недавние события в Беломестной Двойне и близлежащих населенных пунктах Тамбовского района, когда выяснилось, что население не знало о том, что земли рядом переданы также под обустройство полигона по захоронению отходов.

Пример с селами Беломестной Двойней, Незнановкой и поселком Учхоз "Авангард" примечателен тем, что там землям сельхозназначения сменили статус, сделав пригодными к размещению объектов захоронения твердых коммунальных отходов. Слова о том, что якобы собственник сегодня не собирается там захоранивать отходы, лишены смысла, потому что факт нарушения уже случился и потянул за собой вереницу других решений, его подтверждающих. Благодаря усилиям органов прокуратуры процесс изменения статуса земельного участка остановлен. Прокурором Тамбовского района принесен протест на Правила землепользования и застройки муниципального образования Беломестнодвойневский сельсовет, предотвращена возможность изменения вида разрешенного использования земли.

Тамошние жители утверждают, что их не было на публичных обсуждениях, когда принималось подобное решение...

Очевидно, что жителям необходимо активнее участвовать в жизни населенных пунктов, чаще заходить на официальные ресурсы сети Интернет, проявлять интерес к тому, как решается та или иная проблема. К слову, сегодня нет такой темы, которая бы не требовала самого непосредственного обсуждения с жителями, будь то изменения в градостроительном плане или вопросы благоустройства. Вопросу соблюдения порядка проведения этих публичных слушаний будет уделено особое внимание.

Скажите, что нужно знать населению в отношении сбора бытового мусора?

 

В надежде на то, что региональный оператор решит все вопросы, местная власть в ряде случаев фактически устранилась от организации сбора и вывоза мусора. Проверка выявила, что сегодня на 7 территориях Староюрьевского района нет документов, регулирующих сбор отходов, как не было и заключенных договоров на вывоз твердых коммунальных отходов. Как результат, образовались несанкционированные свалки. В Тамбовском районе не организована система санитарной очистки в 10 сельсоветах и поссоветах. Да, прокуратурой внесено 13 представлений, к административной ответственности привлечены главы администраций сельсоветов. Но, к сожалению, картина отсутствия системы обращения с отходами типична для многих городов и районов. Ну, а со следующего года, когда вступят в силу изменения Федерального закона "Об отходах производства и потребления", исключительной компетенцией органов местного самоуправления станет организация контейнерных площадок в населенных пунктах. Насколько готова местная власть к исполнению закона, можно судить по несанкционированным свалкам.


 В каких районах прокуратура выявила несанкционированные свалки? 
 Многочисленные факты наличия несанкционированных свалок выявлены в Моршанске, Мичуринске, в Рассказовском, Мичуринском, Бондарском, Гавриловском, Никифоровском, Уметском, Староюрьевском, Жердевском, Токаревском, Ржаксинском районах. К примеру, в поселках Октябрьский, Каменный Умет и Красное лесничество Байловского сельсовета Пичаевского района произошло захламление территории поселений и гослесфонда бытовым мусором. Прокурором Пичаевского района направлено исковое заявление к администрации сельсовета с требованием принять необходимые меры по организации сбора и вывоза мусора. В районе города Моршанска береговая линия оказалась захламлена бытовыми отходами, и это послужило основанием для привлечения к административной ответственности должностных лиц и направлению в суд заявления на администрацию Моршанска по принятию мер по благоустройству береговой линии.
Есть общая статистика по выявленным несанкционированным свалкам?
 Всего благодаря прокурорскому вмешательству за полтора года выявлено свыше 270 мест несанкционированного складирования отходов. К административной ответственности за нарушения экологических и санитарных требований и содержанию территорий по постановлениям прокуроров привлечено 72 должностных лица.

Помимо выявляемых прокурорами в инициативном порядке фактов несанкционированного размещения отходов, определенную помощь в данном процессе оказывает население, которое в многочисленных жалобах указывает на места складирования. Только за 2017-2018 г.г. их поступило более сотни.

Органами прокуратуры налажено взаимодействие с региональным отделением Общероссийского народного фронта, которое в рамках реализации проекта ОНФ "Генеральная уборка" регулярно представляет нам информацию о незаконных свалках.

В настоящий момент предметом прокурорских проверок являются полигоны ТКО в Первомайском, Моршанском районах, а также все объекты образования и размещения отходов животноводства. 

Складывается впечатление, что законодательство в сфере благоустройства и экологии нарушают только чиновники. Так ли это?  
 Среди нарушителей есть и коммерческие организации. Например, в Пичаевском районе как показала прокурорская проверка, агрофирма "Шереметьевская" складировала отходы сахарной свеклы в водоохранной зоне, тем самым нанося ущерб Шачинскому водохранилищу. Наиболее часто, конечно, выявляются нарушения со стороны организаций, которые занимаются сбором бытовых коммунальных отходов и эксплуатацией полигонов. Так, организация "Сатинские теплосети", которая занимается транспортировкой бытовых отходов, чтобы сэкономить на утилизации, вывозила на полигон захоронения отходов лишь часть собранного мусора, остальные отходы складировала на арендованном земельном участке. В рабочем поселке Дмитриевка выявлены факты образования свалок рядом с контейнерными площадками, в суд направлено исковое заявление в отношении органа местного самоуправления и АО "Тамбовская сетевая компания" с требованием устранить допущенные нарушения. 
 Кстати, сколько полигонов по захоронению бытовых отходов в Тамбовской области и какие нарушения здесь выявлены прокуратурой? 
 Начнем с того, что из 26 зарегистрированных на территории Тамбовской области объектов размещения отходов только некоторые соответствуют всем необходимым требованиям. Имеют лицензию и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов свалки в Первомайском, Мордовском, Мучкапском, Кирсановском, Староюрьевском, Никифоровском и Петровском районах. Однако зачастую несоблюдение технологии в захоронении отходов приводит к возгораниям, и, как следствие, попаданию в воздух вредных для человека веществ. Например, в мае на полигоне ООО "Бастион" в Никифоровском районе на площади в 1 га произошло возгорание. Причина – несоблюдение технологии захоронения бытовых отходов, нарушение правил пожарной безопасности. Аналогичные нарушения выявлены и в деятельности предприятия "Староюрьевская коммунальная служба" и на несанкционированной свалке в Токаревском районе. В августе загорелась свалка в Моршанском районе, о чем поступают многочисленные жалобы жителей, которые задыхаются от едкого дыма. В Инжавинском районе установлено, что под полигон используется территория, не соответствующая гигиеническим требованиям к содержанию и эксплуатации подобных объектов. Суд удовлетворил требование прокуратуры запретить эксплуатацию участка. В целом 8 муниципальных свалок эксплуатируются, не имея лицензии. Но даже те свалки и полигоны, которые лицензии имеют, в новом году могут закрыться, что создаст определенные сложности для сбора и утилизации отходов. 
 По какой причине это может произойти? 
По нашим данным, в 2019 году заканчивается срок лицензии у свалок в Первомайском, Мучкапском и Моршанском районах. В территориальной схеме предусмотрено, что с 2019 года в Сосновском районе должен быть запущен в эксплуатацию новый полигон, основная масса отходов на который должна поступать из Моршанска и Сосновского района. В марте этого года частный инвестор обратился к региональным властям с предложением о строительстве объекта за счет собственных средств. Управление ТЭК и ЖКХ области под различными предлогами затягивает рассмотрение данного вопроса, что по факту приведет к тому, что в установленные территориальной схемой данный объект построен не будет. Между тем сосновская свалка уже официально закрыта. Таким образом, вновь возникает вопрос: территориальная схема – это документ, который должен быть обеспечен конкретными действиями в установленные сроки, или некая формальность, изданная для "галочки"? Жалоба потенциального инвестора рассмотрена прокуратурой области, в целях устранения выявленных нарушений законодательства о концессионных соглашениях внесено представление губернатору области. Кроме того, с 1 января 2019 года территориальной схемой предусмотрено закрытие действующего полигона под Тамбовом. При этом альтернативное решение, куда возить мусор из областного центра, не принято. Что касается свалки в Никифоровском районе, куда сегодня свозятся отходы из Мичуринского района, то, в связи с тем, что объект был изначально введен с нарушениями, то есть решение суда, по которому эксплуатация свалки запрещена с 1 сентября этого года. Вот в таких условиях регион приходит к реализации нового экологического законодательства, по которому большая доля ответственности ложится на плечи регионального оператора. И в этом вопросе формализм так же недопустим и непростителен, как и в случае утверждения территориальной схемы. 
 Кто и как будет решать возникающие проблемы? И почему прокуратура столь сурова в оценке состоявшегося конкурса по выборам регионального оператора? 
Само собой, все возникающие проблемы должна решить региональная власть и региональный оператор, которому даются все рычаги управления потоком твердых коммунальных отходов: от транспортировки до захоронения. При этом между регионом и регоператором устанавливается десятилетний договор и определяется тарифная политика. Иначе говоря, в отрасль приходит монополист, и прокуратура, выполняя надзорные функции, выступает защитником прав населения на чистое завтра. Напомню, что процедура отбора регионального оператора в Тамбовской области вызывала сомнения не только у прокуратуры, но и у антимонопольной службы. И есть вероятность, что решение апелляционного суда – не последняя точка в этом непростом деле. Вообще тот факт, что вокруг процедуры выбора регионального оператора столько здравых опасений и, как выразилось одно издание, "долгих судебных тяжб", говорит, во-первых, о серьезной обеспокоенности развитием событий в этой отрасли, а, во-вторых, нужно признать, что процедура содержит повод для такого рода обеспокоенности. Еще раз повторю: речь идет о контракте с единым региональным оператором на десять лет.  
 Как, по-вашему, должна развиваться сфера обращения с отходами на Тамбовщине?  
Новеллой законодательства в части обращения с отходами является лейтмотив уделять максимальное внимание раздельному сбору и сортировке бытовых отходов с последующим возвратом вторичного сырья в производство. Областная программа "Охрана окружающей среды" и федеральный бюджет предусматривают приобретение сортировочных комплексов в Мордовском и Первомайском районе. Можно было бы успокоиться, увидев сумму примерно в 40 млн. рублей на эти цели. Однако для прокуратуры это еще один повод выяснить законность действий и надлежащее использование средств.
Складывается впечатление, что прокуратура выполняет роль малоприятного кнута, который загоняет область в формат нового экологического законодательства.
 Как можно быть безучастным, когда речь фактически идет о санитарном благополучии местности и здоровье людей?

Обобщая тему, скажу, что по итогам первого полугодия этого года в сфере обращения с отходами производства и потребления, прокуратурой вынесен 81 протест в отношении актов органов местного самоуправления, внесено 311 представлений, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 198 человек, в суды направлено 44 заявления. 

Если прокуратура выступает в роли кнута, то что может служить пряником? 
 Пряник, если говорить в широком смысле, - это чистая земля, чистая вода, чистый воздух не только сегодня, но и завтра. И, поверьте, тут каждому есть, над чем работать.
 Интервью для областной общественно-политической газеты "Тамбовская жизнь"

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами