Гость на линии

Роман Бажилин

Роман Бажилин

31.12.2022
3515

В 2023 году в России будут отмечать 150-летие великого композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Тамбовская область занимала в его жизни важное место – на протяжении более четверти века Сергей Васильевич посещал наш край. В деревне Ивановка он находил неиссякаемый источник вдохновения, здесь же написал большую часть своих лучших произведений.

О том, как планируется отмечать юбилей композитора в нашем регионе, а также о его музыкальном вкладе и наследии рассказал и.о. ректора Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова Роман Бажилин.

- Роман Николаевич, расскажите, какие в институте запланированы мероприятия, посвященные 150-летию Сергея Рахманинова?

- В преддверии 2023 года мы уже начали отмечать это событие. Мероприятия проводятся с 9 ноября. У нас проведена олимпиада профессиональных знаний, череда конкурсов и концертов. В начале декабря стартовал Международный конкурс презентаций для детских музыкальных школ. На самом деле мероприятий большое количество. В этом году знаковым событием стал концерт в Липецке – к нему мы готовились особенно тщательно. Это было мероприятие, представляющее наш институт и, в некоторой степени, Тамбовскую область. Для нас важно, чтобы студенты Липецкого колледжа заинтересовались нашим учебным заведением и поступали к нам. В концерте участвовали порядка 70-80 человек. Публика приняла нас с восторгом. В 2023 году же знаковым событием станет концерт, посвященный 150-летию Рахманинова. Его проведут 7 апреля. Там будут исполняться «Три русские песни» и другие сочинения великого композитора. В качестве исполнителей выступит концертный хор института, Мужской хор академии хорового искусства имени В.С. Попова из Москвы, а также оркестр русских народных инструментов «Россияне» из филармонии. Проводить этот концерт должны были в Рахманиновском зале, но, к сожалению, к этому времени еще не закончится ремонт.

- Занимаются ли представители института общерегиональной подготовкой к юбилею?

- Профессорско-преподавательский состав и студенты всегда участвовали в Международном фестивале имени Рахманинова. Институт участвует в нем с сольными концертами. Кроме того, и студенты, и преподаватели всегда выступают на Рахманиновских вечерах. В следующем году, естественно, будем участвовать в Международном фестивале имени Рахманинова, а также готовим большое количество концертных и просветительских программ, которые будем показывать на институтских концертных площадках, на городских и областных сценах. 

- Отмечают ли студенты и преподаватели день рождения композитора в другие годы и как?

- Мы всегда чтили Сергея Васильевича. Инициатором возвращения имени великого композитора на Тамбовщину была Нина Николаевна Емельянова – композитор, музыковед и краевед, которая раньше работала в Музыкальном училище, преподаватели, наш знаменитый земляк Виктор Карпович Мержанов. И в 1959 году имя Рахманинова было присвоено нашему учебному заведению. Для коллектива музыкального училища это было большой победой и праздником, так как в то время, к Сергею Васильевичу еще относились неоднозначно из-за того, что он покинул Россию. Теперь же 1 апреля, в день рождения композитора, наши педагоги и студенты всегда участвуют в возложении цветов к памятнику Рахманинова. Это происходит ежегодно на добровольных началах. В этой акции участвуют те люди, у которых действительно есть внутреннее желание поклониться великому человеку и почтить его память. 

- Как вы относитесь к Рахманинову? Сыграл ли он какую-нибудь роль в вашем творческом пути?

- Сергей Васильевич всю жизнь трепетно относился к Родине. Все события, происходившие в России, его тревожили. Да, к советской власти он относился весьма неоднозначно. Но при этом Рахманинов треть заработанных средств отдавал на благотворительность. Он помогал профессорам Московской консерватории, нуждающимся друзьям, работникам учебных заведений, артистам, проживающим не только в России, но и за ее пределами. А в ноябре 1941 года, переживая за свою Родину, он и вовсе дал сольный концерт в Карнеги-холл, гонорар от которого был передан русскому генеральному консулу в Нью-Йорке. В программках концерта было написано, что весь денежный сбор передается для медицинской помощи Красной армии. Наверное, это был первый случай за рубежом, чтобы русский человек, живущий там, смог отважиться на такой шаг. В то время многие соотечественники Рахманинова не поддержали, но его это не испугало, и он провел пять концертных турне деньги от которых передал в помощь сражающейся Отчизне подписывая: «от одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом». Он был очень скромным человеком, глубоко чувствующим чужие беды и боль.

А что касается моего творческого пути – я аккордеонист. К сожалению, Сергей Васильевич не обратил внимание на аккордеон. Белой завистью завидую пианистам, которым Сергей Васильевич оставил огромное творческое наследие. Но этот композитор однозначно повлиял на каждого музыканта в мире, так как он никого не может оставить равнодушным. Я с удовольствием делаю переложения тех его произведений, которые могут быть исполнимы на аккордеоне. Более того, педагоги и студенты кафедры народных инструментов ТГМПИ работают над созданием переложений и транскрипций для народных инструментов сочинений Рахманинова. А в 2023 году в рамках празднования 150-летия у нас запланирован концерт-презентация сборника, где произведения Сергея Васильевича будут исполнены на народных инструментах.  

- Перекладывать произведение на другой инструмент – это, наверное, колоссальная работа?

- Это непростая работа, так как хочется не упустить самого главного, чтобы на другом инструменте произведение не потеряло своей художественной значимости. Другой инструмент своими тембрами может раскрыть с новой стороны тот музыкальный образ, который заложил композитор. Сам Сергей Васильевич также занимался транскрипцией и перекладывал произведения других авторов для фортепиано.

- ТГМПИ носит имя Рахманинова. Уделяется ли изучению творчества композитора особое место в образовательной программе?

- Конечно. Со студентами в классах мы с удовольствием работаем над произведениями Рахманинова. Дело в том, что студенты берут многое от своих педагогов. У нас есть немало преподавателей, имеющих научные труды, связанные с жизнедеятельностью и творчеством Рахманинова: Елена Олеговна Казьмина, Ольга Васильевна Генебарт и др. Практически нет обучающих программ, в которые не были бы включены произведения Рахманинова. Кроме того, у нас проводятся различные конференции. Живя в таком пространстве, студенты, которые раньше не обращали пристального внимания на его творчество, проникаются наследием Сергея Васильевича. И я не встречал ни одного, кто был бы равнодушен к Рахманинову. Студенты пишут и научные статьи, и выпускные квалификационные работы или по его произведениям, или о сложностях при освоении этих произведений.

- В институте не одно десятилетие глубоко и очень подробно изучают как биографию, так и произведения Рахманинова. Его личность уже со всех сторон изучена или каждый раз удается раскрыть что-то новое?

- Это настолько многогранный человек, что вряд ли можно раскрыть все стороны и его жизни, и его творчества. К сожалению, многие архивы находятся в Библиотеке национального Конгресса США. Из-за этого далеко не все что Сергей Васильевич оставил при жизни, изучено. Думаю и у нас не все, что хранится в Российском национальном музее музыки и в других музеях исследовано. Например, подыскивая репертуар для своего ансамбля, я обратил внимание на одно его студенческое сочинение на тему русских народных песен. Увы, но его нот я не нашел. Тем не менее, уверен, что оно весьма интересное. Хотелось бы знать, как Рахманинов развивался. Наверняка его неординарная личность отражалась уже и в этих ранних студенческих опусах.


- В главном здании института приступили к первому капитальному ремонту за всю историю. Расскажите пожалуйста, какие работы предстоит провести и как изменится Рахманиновский зал?

- Тот ремонт, который планировался, затянулся. Мы надеялись, что крыша нашего главного корпуса не в таком плачевном состоянии, как оказалось. Надеюсь, что в Год Рахманинова он все же закончится. Возможно, мы распахнём двери к 12 июня, я слышал, что такую задачу поставил глава Тамбовской области Максим Борисович Егоров. Какой-то ремонт в этом здании проводился уже очень давно, но он был скорее косметический. А сейчас идет первый капитальный ремонт. Например, окна заменили впервые с 1903 года. А в следующем году у нашего главного корпуса тоже юбилей —будет 120 лет с момента его возведения. Сейчас мы уже проторговали и внутренний ремонт. Но так как это объект культурного наследия, есть определенные сложности для строителей. Весь процесс мы контролируем, а подрядчики идут нам на встречу. Конечно, в первую очередь хочется сохранить акустику Рахманиновского зала, так как она уникальная. Все, кто в нем выступал, отзывались только самым положительным образом. На этой сцене побывали такие величайшие исполнители, как композитор Александр Скрябин, певица Антонина Нежданова, пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер и другие музыканты, которые известны на весь мир. Сейчас Рахманиновский зал требует обновления – по потолку пошли трещины из-за протекания крыши. Но вот замена окон уже повлияла в лучшую сторону: Советскую улицу теперь не так слышно. Музыкальный звук должен рождаться в тишине.

- Расскажите об итогах года в ТГМПИ в 2022 году и о планах на будущий год.

- Институт живет в напряженном ритме. У нас есть планы на годы вперед. Все, что мы хотели сделать в этом году, мы выполнили. Кроме учебного процесса у нас были проведены очень серьезные мероприятия, например, «Дни науки ТГМПИ», Международный фестиваль баяна, аккордеона и гармоники в Тамбове. Несмотря на то, что условия были еще в некоторой степени пандемийными, все это прошло достойно. Очень ярко провели Летнюю школу музыкально-исполнительского мастерства с известнейшими преподавателями. После этого у нас состоялся крупнейший III Фестиваль современного домрового искусства. Этот фестиваль – единственный в своем роде в России и собирает все большее число поклонников и участников. Наши студенты занимали призовые места на крупных международных конкурсах. Например, на Кубке СНГ победили Алина Илясова и ансамбль «Тамбов». Что касается образовательного процесса, несмотря на ремонт и все сложности, связанные с ним, обучение идет в реальном режиме. Также в институте происходит постепенный процесс цифровизации и из-за этого многим приходится работать сверх времени.Тем не менее, работая даже в таких условиях, мы выполнили все, что планировали. Надеюсь, что в 2023-й год мы войдем уверенно и будем развивать те традиции, которые заложены в российском музыкальном образовании на достойном уровне, как и раньше.               

Беседовала Алина Макеева
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами