Гость на линии

Александр Осипов

Александр Осипов

19.10.2024
804
Не так давно завершился велопробег по местам космической славы Тамбовской области, посвящённый 90-летию со дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина. Его совершили Заслуженный путешественник России Александр Осипов и его напарник Виктор Котельников. Маршрут в 650 километров проходил по местам, связанным с именами 11 космонавтов.

Мы рассказывали о велопробеге подробно, а теперь решили пообщаться с одним из его участников – Александром Осиповым. Председатель Совета ТРОО «Федерация велосипедного спорта», Заслуженный путешественник России, член «Союза кругосветчиков России», член Общественной палаты Тамбовской области рассказал ИА «Онлайн Тамбов.ру» о том, как появился интерес к путешествиям, об идее отправиться в кругосветку на велосипеде, что нужно знать начинающим путешественникам и многом другом.

- Александр, как у Вас появился интерес к путешествиям?

- Еще в 4 классе у меня возник интерес к походам, тогда мы ходили в них с нашей учительницей. Еще я занимался в секции спортивной борьбы и в один из дней тренер устроил нам поход. Мы пешком пошли в парк Дружбы. Прошло интересное мероприятие, нас фотографировали. Проходила тренировка. И по итогу тому, кто больше всех подтянулся, тренер подарил фото. Эта фотография у меня, я на ней стою с топором. Это стало одним из подвИгов к путешествиям. 

А потом в мае был поход с классом тоже в парк Дружбы, после которого мы с ребятами решили сходить в поход одни, а дома сказали, что идем с учителем. 

А уже в 15 лет, когда я у меня появился велосипед, мы начали выезжать с друзьями. Путешествовали по различным местам Тамбовской области и не только. До армии я уже успел съездить в Прибалтику. На поезде отправился в Ленинград, а уже оттуда поехал через всю Прибалтику, в Белоруссию. Собирались мы ехать вчетвером, но один из участников пошел в институт, другой учиться на права, третий тоже не смог. В конце концов, я поехал один. И до сих пор, когда встречаю этих ребят, то говорю им, что я про вас рассказываю практически каждую встречу с кем-нибудь, не называя фамилий, но говорю им, знайте, что это про вас.


- Как Вы решились на первое большое путешествие?

- Вот одно из самых первых моих больших путешествий и было как раз в Прибалтику. В одиночку в 15 лет я проехал 1200 километров. Потом я уже начал строить большие планы, которые для других были невыполнимы. Собрался во Владивосток через всю нашу страну. Мы запланировали эту поездку еще в армии вместе с товарищем, но он успел жениться за это время. Там еще сложная ситуация случилась в стране в 90-х годах и все пошло наперекосяк. Пока я заработал денег, для того чтобы путешествовать, а затем отправился в путь в криминальные 90-е. 

Первую попытку сделал в 1994 году, но мой велосипед развалился. А потом в 95-м году – уже основательно, подобрав себе новый велосипед, новое снаряжение, сделал тележку. И отправился в путешествие на три месяца во Владивосток через всю страну.


- Когда Вы совершили первое кругосветное путешествие?

- В кругосветку я отправился уже позднее. Был такой велосипедист Онисим Панкратов, который совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде в 1911-1913 годах и получил награду – «Бриллиантовую звезду». Он проехал от китайского города Харбина через всю страну, пересек Европу, переплыл Атлантический океан в Америку, с Нью-Йорка пересек США до Сан-Франциско, оттуда опять на пароход и попал в Китай. Таким образом, у него завершился круг.  Он стал первым кругосветным путешественником. 

Я увидел эту картинку, посмотрел на календарь - 2011 год, с того путешествия прошло сто лет. И у меня возникла идея это повторить. Тогда я обратился в наш спорткомитет, чтобы помогли с приобретением билетов в Америку. Я сказал, что повторю маршрут Онисима Панкратова 100 лет спустя. Там дали добро.

Информация о моей поездке быстро распространилась в Интернете. Мне тогда позвонил президент «Союза кругосветчиков России» Владимир Лысенко и сказал, что есть условия такого путешествия. Это не просто пусть по прямой, есть определенные направления движения, маршрут должен быть больше 40 тысяч километров, необходимо посетить все континенты, побывать и в северном и Южном полушарии, пересечь экватор, побывать на определенных точках земного шара. Мне пришлось выполнять все эти условия. А потом с каждым выездом мне казалось, что земной шар такой маленький, а я еще не везде побывал. 

Таким образом, с 2011-й по 2018-й год, с перерывами, оформлением документов, визами, у меня получилось обогнуть весь земной шар. И нет свободного места, получается, все до единой линии я пересек. Когда прилетел во Владивосток, в этом же аэропорту я переоделся и поехал дальше. Также в Мексике. С Северного Ледовитого океана я доехал до мексиканского города Мехико, в нем переоделся, сел в самолет и улетел. Также было и с Африкой. Я летал туда четыре раза. Были сложности с визой, от Судана прилетал в Москву, оформлял документы, опять прилетел в это же место, в Судан. Таким образом, я пересек всю планету - путь в 80 тысяч километров.


- С какими сложностями приходится сталкиваться в поездках?  

- Самые главные – это бюрократические сложности, в том числе оформление необходимых документов. Физических сложностей для меня нет. Поэтому я и путешествую, потому что у меня это получается. Еще российский путешественник Федор Конюхов говорил, чтобы нарисовать картину нужно иметь талант художника, чтобы путешествовать – тоже нужно иметь талант. 

Путешественники – это своего рода тоже талантливые люди, которые имеют возможность путешествовать, не просто хаотически бродить по планете, а иногда общаться с людьми, писать книги, рассказывать обществу о своих путешествиях. Буквально на днях у меня была публика из 560 человек. Я находился в военной части и на протяжении трех часов рассказывал солдатам про географию. Уже четыре раза я посещал разные военные части с такими беседами.



- Были ли за время путешествия курьезные или опасные случаи?

- Приключения они не только случаются в путешествиях, но и в повседневной жизни. И курьёзы, и моменты опасные – тоже. Меня по пути машины сбивали несколько раз, мотоциклы сбивали. Но, к счастью, все обошлось. После аварии я иногда еще и помогал водителю, который меня сбил. 

Из опасного - животных очень много в пути встречается. Собаки дикие, например. Главное вовремя от них уехать, или успеть палку подобрать, чтобы ты выше них казался, или скорость набрать больше 30 км/ч, потому что быстрее собаки не могут бежать, выдыхаются. Вот, пожалуй, все сложности.


- Какая Ваша самая запоминающаяся велопоездка?

- Самая запоминающаяся – это, наверное, Колыма, а так все африканские страны, конечно. Их не повторить. В Африке было интересней всего. Там сидишь, как в другом мире. С людьми особо не общаешься, можно, конечно поговорить, но на пальцах. Все там тебе пытаются как-то помочь. 

А Колыма – это наша российская глубинка. Там люди тоже доброжелательные. Очень много есть разных историй про якутов. Я писал о них в своем в дневнике, истории публиковали в различных газетах. Это еще было в нулевых годах, практически 25 лет назад. Один из моих рассказов для своих выступлений даже взял писатель-сатирик, юморист Михаил Задорнов.


- Как Вам удается совмещать работу и дела с путешествиями, ведь часто приходится уезжать надолго?

- Дела решаю, когда еще нахожусь дома. Да и сейчас мир на удалёнке и работает, и решает многие вопросы через Интернет.


- Вы являетесь членом Общественной палаты Тамбовской области. В чем заключается Ваша работа?

- В этом году закончился срок действия и будет новый набор членов Общественной палаты. Сейчас в ней 90 человек. Общественная палата – это объединение известных людей, авторитетных, которых население знает, и, на мой взгляд, к которым уже есть доверие. Представители ОП участвуют в обсуждении различных вопросов, проблем, предложений. Я тоже принимал в этом участие. Общение с людьми разных возрастов и социальных статусов во время путешествий помогает в общественной работе.

- Много ли в нашем регионе велотуристов?

- Велотуризм у нас в регионе, можно сказать, совсем не развит. Туристические маршруты никто не совершает, есть небольшие велопоездки. Больше походы больше совершают на байдарках по водным маршрутам. 

Велосипедные сложны тем, что сейчас много машин, интенсивное движение на дорогах. Туристический поход подразумевает минимум 4-6 человек. Если выше категория – уже 6-8. Представьте, люди будут ехать на велосипедах по трассе с большими рюкзаками, что опасно.


- Как Вы оцениваете велоинфраструктуру в Тамбовской области?

- Инфраструктура она практически везде одинаковая. Есть якобы велодорожка, но это все миф, нигде ее как таковой нет. Я посетил 75 стран. Единственная велодорожка была, когда я ехал по Лазурному берегу, там она широкая, но длиной всего 30 километров. Она проходит через Сен-Тропе, Ниццу, Канны, Монако, есть тоннели, мостики, кафе, люди катаются по дорожке семьями, но там не ездят спортсмены.


- Александр, что бы Вы посоветовали начинающим велопутешественникам?

- Нужно готовиться к большой трате денег. Если ты сел на велосипед – всё, попал! Велосипед – это дорогая игрушка. 

Чтобы вы получали удовольствие от езды, нужен качественный велосипед, потому что у некоторых путешественников главное приключение на дороге – это ремонт собственного велосипеда. По дороге с интенсивным движением нужно ехать уверенно, не дергаться от машин. Автомобилисты видят, когда едет профи, а когда чайник. Когда едешь по правилам, тебя просто объедут, когда видят, что велосипедист на дороге дёргается, водитель не знает, что просто-напросто делать. Из-за этого случаются аварии. Поэтому будьте уверенными на дорогах, не спешите!

- Расскажите о планах на будущее.

- Планов много, но ближайших на выезд пока нет. Были, но я их отменил, у меня дома сейчас ремонт идет. А так, хотелось бы еще раз пересечь нашу страну, но только теперь поперек – сверху вниз.


Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами