Гость на линии
Юрий Храмов
– Юрий Николаевич, сколько уже лет вы связаны с музыкой и оркестром? Почему выбрали такой путь?
|
||||||
– Наш оркестр был создан 1 апреля 1991 года. С этим жанром я связан, страшно сказать, 50 лет. В 1971 году я, как закончил высшее учебное заведение, с тех пор – по ту сторону дирижерского пульта: учебного оркестра, детского, самодеятельного, профессионального, то есть… полвека уже. Изначально я сам был народником. Мама меня за руку привела в школу, на баян. Тогда мне казалось, что всех девчонок отдавали на фортепиано, а мальчишек – на баян. Это как-то было без меня решено. А потом в институте я окунулся с головой в оркестровую специфику – меня, конечно, покорил хорошо поставленный народный оркестр. Поэтому я как-то постепенно «уходил» от баяна и сделал выбор в пользу оркестрового дирижирования. Благо, с педагогами мне повезло. С первых курсов института, пожалуй, я ощущал себя дирижером оркестра русских народных инструментов.
|
– Как существует сейчас оркестр народных инструментов?
|
– Хорошо помню сравнительно недавние времена, когда в Тамбове ежегодно проводились конкурсы народных оркестров. Одно время мы были вынуждены их чередовать: год – самостоятельные оркестры, год – оркестры детских музыкальных школ и детских школ искусств. Иначе мы, давая оркестру минут по 10, не успели бы за день всех прослушать. А сейчас? Когда был последний конкурс? Пандемия – не в счёт. Я не вспомню. А почему это никого особо не тревожит? Наоборот, многие мои коллеги – специалисты народно-оркестрового жанра предлагают отказаться от слова «народный» в названии оркестра: не оркестр русских народных инструментов, а оркестр национальных инструментов России. Казалось бы, почему нет? Ведь примерно так – в Узбекистане и Финляндии. Да потому что для нас, в нашей – «Андреевской» и советской традиции, отказ от широкой социальной основы, поддержки, распространённости в народе нашего жанра будет означать, что оркестр русских народных инструментов неминуемо превратится (уже превращается!) в чисто этнографический, музейный объект. Нам постоянно твердят: скрипка тоже была когда-то народным инструментом, а теперь – смотрите, завоевала весь мир! Почему бы домре, балалайке, баяну, народному оркестру не пойти по тому же славному пути? Ну, допустим… Только скрипку сегодня никому всерьёз не придёт в голову посчитать цыганской, венгерской или молдавской. Хотите той же участи для наших инструментов? Тогда, отказываясь от слова «народный», мы вскоре откажемся и от слова «русский» - инструмент, «русский» оркестр. И дело к этому идёт. Не опомнимся – потеряем всё, что имели, чем по праву гордились. Миссия нашего народного оркестра, на мой взгляд, намного серьёзней, чем кому-то кажется. Возможно, в мире такого не было и нет. И что же – нам как «опоздавшим», скромно встать в конце шеренги и приторговывать национальными музыкальными безделушками?
|
– Что можете сказать о новом симфоническом оркестре?
|
– Сейчас много говорят о новом симфоническом оркестре. Скажу и я – хотя бы по праву того, кто бок о бок с ТСО работал – сначала под крышей филармонии, а потом «выживал» в приютившем нас Учебном театре ТГУ имени Державина. Музыкантам, посвятившим себя служению Высокому, Подлинному искусству, всегда искренне желаю всяческих успехов! Оркестрантам нового симфонического – тоже. А вот то, как происходит «реорганизация» всей нашей музыкальной жизни, меня очень тревожит. Существует ли законный, справедливый механизм принятия решений – в данном случае о судьбах творческих коллективов: какой и на каком основании распустить, какой – создать? Говорят, что всё «законно». Невольно представляешь себе, что так же «законно» поступают с твоим коллективом… Кому-то приходит в голову, что он тоже «изменил себя»! И этого достаточно, чтобы коллектива не стало? Или это наша местная интерпретация знаменитого – «искусство требует жертв?» Жертвы, причём невосполнимые – налицо! Это – люди, оставшиеся без работы. Это – снова, в который уже раз – филармония, которую, похоже, просто «добивают», поскольку что это за филармония без симфонического оркестра? А случайно ли именно в это же время перестали даже обещать когда-либо закончить её ремонт? Помните, последние обещания были про 2022-й год? Так вот он – на пороге! С наступающим! Мне не всё нравилось в работе ТСО. Но сегодня от души говорю им – СПАСИБО за то, что 25 лет мы в Тамбове слышали живую симфоническую музыку. А ещё я абсолютно уверен, что если бы им время от времени уделяли хотя бы десятую часть такого же заинтересованного и «материально подкреплённого» внимания, то и «жертв» можно было бы избежать, и перспективы у филармонии были бы более «внятными». К слову, а другие профессиональные коллективы города могут надеяться на свою долю внимания и своевременной поддержки властей? При всём почтении к симфоническому жанру – все «остальные» по умолчанию – второсортные? До них когда-нибудь черёд дойдёт? Или там нет проблем? Собственно, приходите в комнату на Динамо, где уже 8 лет репетируют «Россияне» – сами всё увидите. |